Процесс изготовления монументальных скульптур в бронзе по холодно-твердеющей смеси (ХТС) можно поделить на несколько этапов:
1. Изготовление восковой модели
2. Изготовление на основе ХТСа разборно-кусковой формы под литьё по восковой модели
3. Обработка и сборка литья
Изотовление восковой модели по гипсовым формам можно разбить на 2 вида:
1. Кистью. Воскуются в основном достаточно ровные и плоские гипсовые формы, хотя в целом кистью воскуется большая часть форм, даже заливные.
2. Заливные. Окольцованные гипсовые формы замкнутого типа обычно меньшего объёма (небольшие бюсты до 0.5м), тельная сторона гипсовой формы очищается от остатков глины и покрывается лаком, после того, как лак подсох, пролаченые места смазываются тонким слоем машинного масла. Расплавленный воск доводят до температуры 40-50 градусов и кистью наносят на поверхность промасленной части гипсовой формы, стараясь максимально быстро и равномерно сделать «первый» слой воска (2-3мм), чтобы не было подтёков и трещин. Потом набирают необходимую толщину на краях формы (7-9мм) для дальнейшей обработки в бронзе и сварки. Затем делается последний оплеск, которым доводят восковку до необходимой толщины (6-8мм).
Плинтовые и несущие части скульптур делаются толще 1-1,5см. В зависимости от внешних габаритов скульптуры. Когда восковка сделана, она подрезается по краю гипсовой формы и край восковки выравнивается в 7-9мм. Отмечаются и ставятся «закладные».
Восковка формуется ХТСом толщиной в 15-20см от воска с укладкой арматуры, как каркасно-связующего материала, устанавливаются цепи для перемещения краном при больших объёмах. Если рассматривать на примере горельефа или портрета с не большими бортами, то этот слой ХТСа будет являться крышкой заливной формы и соответствено в ней следует сделать воронку. В других случаях этот слой ХТСа называется «болван».
Заливными обычно являются те гипсовые формы, которые собираются в кольцо или чашеобразный вид. Формы так же очищаются, лачатся, промасливаются, собираются воедино и надёжно фиксируются. Воск подходящей температуры заливается внутрь гипсовой формы. Во время заполнения формы воском на стенках будут образовываться пузыри, которые разгоняются кистью. Так же набираются края, и по достижению необходимой толщины воск сливается из формы. Восковка подрезается и выравнивается по краю и формуется «болван». ХТС засыпается внутрь формы с выступом из неё на 15-20см.
После застывания ХТСа гипсовая форма снимается с восковой модели.
Восковая модель покрывается графитом, в дальнейшем для более чёткого схождения кусков ХТСа с воска при разборе формы и подготовки к литью.
Так как заливная форма является разборно-кусковой, то она должна легко разбираться и собираться по кускам.
При изготовлении формы под литьё нужно учесть несколько нюансов: воронка формы должна быть в наивысшей точки восковки, при больших объёмах расстояние ХТСа от воска увеличивается. Так же учитывается давление в форме при литье (с высоты в 10см создаётся давление в 1 Атмосферу). Начиная работать с гипсовыми формами и восковкой хороший мастер может увидеть, как у него будет выглядеть форма под литьё и как лучше расформовать ту или иную часть скульптуры. Предположим бюст обкладывается кирпичом на растоянии 15-20см от воска — эта кладка является внешней стенкой формы под литьё, и на высоту выведеного из восковой модели «болвана». ХТСом формуется основа всей заливной формы — «пастель». Её поверхность выравнивается, заглаживается, ставятся посадочные знаки, служащие одновременно направляющими под куски для дальнейшей их формовки. Посадочные знаки бывают 3 типов: на подъём (строго вверх), на полу-выход (под углом в 45 градусов) и на выход (горизонтально или чуть ниже). Как «пастель» застыла, место под планируемый кусок чистится и выставляются кирпичи под его размер, как на внутренней (место последующих кусков), так и на внешней кладке. При больших размерах кусков во время формовки вкладывается арматура и цепь для разбора формы краном. Если кусок в высоту больше метра, то лучше кладки кирпичей укрепить грузами. После формовки куска на его поверхности ставятся посадочные под следующий кусок или крышку, так же поверхность выравнивается и заглаживается специальным инструментом. Кирпичи, которые являлись внутренней стенкой куска и занимали место ещё не формованной части восковой модели, постепенно снимаются. По мере застывания ХТСа специальным инструментом, кусок подрезается и заглаживается. Полностью застыв он и прилегаемые к нему части следующего куска вычищаются, продуваются, обставляются кирпичом и так же формуются.
Поверхность заглаживается, ставятся посадочные. После того, как был сделан последний кусок, формуется крышка заливной формы с укладкой арматуры, как каркасно-связующего материала, предварительно расположив воронку в наивысшей точке. Крышка так же должна быть не тоньше 15-20см. Когда крышка застывает, внешняя кирпичная кладка формы снимается, позволяя разобрать заливную форму. Форма разбирается последовательно в обратном порядке с момента формовки, т.е. тот кусок, что формовался первым, снимается последним, с «болвана» срезается воск просматривая и прощупывая его толщину, в более тонких местах воска на «болване» ставятся заметки, по которым в дальнейшем ориентируются при наборе необходимой толщины. «Болван» и куски формы очищаются от воска и слегка прогревается, выпаливая остатки. В крышке и кусках пропиливается дрелью питательная система, продувается и прокрашивается оттиск анти-пригарной краской. «Болван» по оставленным заметкам стачивается, набирая нужную толщину, и так же прокрашивается. Прокрашенные куски и «болван» ещё раз прогреваются до полного высыхания краски. Затем куски формы и все посадочные знаки с выпарами ещё раз чистят, продувают и собирают их на место в той же последовательности, как формовались при сборке формы. Ещё раз просматривается, чтоб все куски попали на своё место и не было перепадов, при больших объёмах в форме куски связываются тросами, что бы их не выдавило давлением во время литья, вся форма пригружается массой в 10 раз превышающую вес литья. Стыки кусков промазываются ХТСом, льют. Горельефы и портреты с небольшими бортами чаще всего формуются «пастель»-крышка и льются с изнанки, для этого предусмотрительно после восковки формуется крышка. При наличии относительно высоких бортов, под них формуются куски и только потом «пастель». После застывания ХТСа форма разбирается и проходит процедуру подготовки к литью: очищают и выжигают остатки воска, пропиливается дрелью питательная система, прокрашивается анти-пригарной краской, чистят, продувают форму и выпара. Сборка формы происходит в обратной последовательности, достаточно большим и плоским заливным формам придают наклон для большего давления и лучшего распределения металла, форма так же пригружается, стыки кусков промазываются ХТСом, льют. После остывания металла форма разбивается, достаётся литьё, выбивается из него «болван», песочат и проводят процедуру обработки металла для последующей сборки скульптуры: питательную систему и выпара отрезают и зачищают, как и межкусковые швы, поверхность обрабатывается и при отсутствии сварки (портреты, горельефы, небольшие бюсты) ещё раз песочат и покрывают патиной.
На более крупных скульптурах, где присутствует сварка и наличие каркаса. Во время восковки больших скульптур в некоторые куски устанавливаются вместе с «закладными» кусочек швейлера, края литья обрабатываются, снимается фаска под 45 градусов, в ёе «закладных» просверливаются отверстия под шпильки, большие скульптуры собирают постепенно снизу вверх, по возможности прихватывая сваркой куски между собой, выравнивая по «закладным» и приваривая их к каркасу. Продолжают так собирать до самого последнего куска. Когда скульптура стоит на каркасе и на сварных прихватках, можно полностью обваривать всё скульптуру, зачищать сварные швы, песочить, патинировать.